бальдассаре кастильоне
«Придворный»
ТЕЗИСЫ
В своем трактате "Придворный" граф Кастильоне воссоздает тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, интеллектуальных развлечений, остроумных бесед итальянского общества эпохи Возрождения.
("образ поведения, наиболее подобающий человеку благородному, который живет при дворе государей; так чтобы он мог отменно им послужить в любом достойном деле, получая за это с их стороны благорасположение, со стороны же прочих — одобрение")

1
Придворный должен быть дворянином из хорошего рода так как считалось, что человек незнатный, пренебрегающий трудами добродетели, "заслуживает гораздо меньшего осуждения", чем человек благородный, который, "покидая стезю своих предков, пятнает родовое имя и не только ничего не приобретает, но еще теряет уже приобретенное".
2
Придворный должен иметь "от природы не только ум, красивые осанку и лицо, но и некую грацию и, как говорят, породистость, что с первого взгляда делало бы его приятным и любезным всякому".
3
Настоящим призванием Придворного должно быть военное дело.
К нему он должен проявлять особенное рвение и среди других слыть "человеком отважным, решительным и верным тому, кому служит". Этими доблестными качествами он должен "прославиться всегда и везде"; и "нельзя ими никогда поступаться, дабы не навлечь на себя величайший позор".

4. Придворный не должен "держать себя надменно".
Он должен быть "суровым, смелым и всегда среди первых тогда, когда предстоит иметь дело с врагами; в любых же других обстоятельствах — человечным, скромным, сдержанным, избегающим более всего чванливости и бесстыдного самохвальства, что всегда вызывает в слушателях чувство неприязни и отвращения".

5. Тело его должно быть "хорошо сложено и во всех частях хорошо развито"
Сам он должен выказывать "силу, проворство и ловкость, освоив все физические упражнения, непременные для воина".

6. "Затем нужно, чтобы он был сведущ в недоразумениях и ссорах, которые могут задеть его самого или друзей
Знал, как поступать, неизменно выказывая совершенное присутствие духа и благоразумие. И пусть он решает дело поединком только в тех случаях, когда к этому вынуждает честь; Но если дело зашло так далеко, что, не навлекая на себя позора, его нельзя прекратить, то действовать следует самым решительным образом и в переговорах перед поединком, и во время самого поединка, всегда обнаруживая готовность и бесстрашие".

7. Придворный должен быть прекрасным наездником.
"И пусть он не только знает толк в лошадях и в том, что относится к искусству верховой езды, но и всеми силами стремится в любом деле быть несколько впереди других, так чтобы всегда слыть никем не превзойденным".

8. Но прежде всего пусть каждое его действие будет исполнено верного такта и грации
если он хочет снискать то общее благорасположение, которым так дорожат.

9. Среди занятий, "способствующих воспитанию мужественной доблести", главным считается охота
"Нужно также уметь плавать, прыгать, бегать, бросать камни, ибо — кроме того, что это может пригодиться на войне, — часто приходится показывать на что ты способен в подобного рода вещах.Благородным и в высшей степени приличествующим Придворному упражнением является также игра в мяч, которая дает хорошую возможность судить о сложении тела, ловкости и раскованности его членов..."
10. Иной раз Придворный должен снисходить "до более спокойных и мирных развлечений
Дабы не возбуждать к себе недоброжелательства и держаться с каждым любезно", должен делать "все то, что делают другие, не совершая, однако, ничего предосудительного.

11. Если Придворный не располагает совершенными природными данными, он должен приложить "все усилия, дабы учиться у хороших наставников и всегда держать подле себя людей выдающихся, у каждого перенимая все лучшее, что тот умеет".

12. Что бы ни делал или ни говорил Придворный, ему следует избегать, "как опаснейшего подводного камня", аффектации, то есть, неестественной, показной возбужденности в поведении и в речи.
Вместо этого он должен стараться "выказывать во всем своего рода раскованность (sprezzatura), которая бы скрывала искусство и являла то, что делается и говорится, совершаемым без труда и словно бы без раздумывания". Отсюда в основном и проистекает грация. "Поскольку всякий знает, каких трудов требуют необычные и хорошо исполненные действия, то легкость в них вызывает величайшее восхищение; и, наоборот, когда силятся и, как говорится, лезут из кожи вон, то это оставляет весьма неприятное впечатление и заставляет невысоко ценить любой поступок, сколь значителен он ни был бы.
13. Придворный должен хорошо изъясняться и писать.
"Прежде всего, важна и необходима мысль; у кого за душой нет мысли, которая заслуживала бы внимания, тот не в состоянии ни высказать ничего, ни написать".

14. У Придворного должен быть хороший голос "не слишком тонкий или вялый, как у женщины, и не такой грубый и отталкивающий, как у деревенского мужика, но звучный, ясный, приятный и хорошо поставленный, — плавный выговор, подобающие манеры и жесты", которые заключаются в уравновешенных движениях тела, располагающее выражение лица и взгляд, который, сообразуясь с содержанием слов, наделял бы их привлекательностью (grazia).

15. Но во всем этом будет мало проку, если мысли, выраженные в словах, не будут прекрасными, умными, острыми, изысканными и серьезными.

16. "Изысканность речи не мешает ей быть доступной".
Придворный не должен "рассуждать только о вещах серьезных; пусть он, смотря по обстоятельствам, любезничает, шутит, смеется, острит, но всегда тактично, обнаруживая сметливость и правильное красноречие и никогда — ребячливую бестолковость и пустословие.

17. Главным и истинным украшением души каждого является образованность.
"По природе для людей нет ничего более желаемого, ничего более свойственного, чем знание. Науки, которые воистину сообщены людям от Бога в качестве высшего дара, полезны и необходимы для нашей жизни и нашего достоинства".
18. Придворный должен твердо держаться одного правила: пусть он "всегда будет человеком скорее осторожным и скромным, нежели дерзким, и остерегается мнить о себе, будто он знает то, что ему не известно".
19. Придворный обязан быть также музыкантом, и уметь не только воспринимать ноты на слух и петь по ним, но и играть на разных инструментах.
"Мудрейшие философы полагали даже, что вселенная упорядочена музыкой, и небеса своим круговращением создают гармонию, и в душе нашей, сотворенной сходным образом, силы пробуждаются и как бы животворятся посредством музыки".

20. Придворный никоим образом не должен пренебрегать умением рисовать и знакомством с подлинным искусством живописи.
В древности — особенно это было принято в Греции — "детям из благородных семейств предписывали в школах заниматься живописью, которая почиталась занятием нужным и достойным, числясь в первом ряду свободных искусств; государственным постановлением было также запрещено обучать ей рабов. У римлян она также находилась в величайшем почете".

© во славу раннемодерной Европе, ЦК и РиМу.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website