платон
«Государство»
ТЕЗИСЫ


· Платон делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других.

· Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства.

· В каждом государстве силу имеет тот, кто у власти.

· Идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам.


· Идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости.

· Если человек, овладевший такою властью, не пожелает
когда-либо поступить несправедливо и не притронется к чужому имуществу, он
всем, кто это заметит, покажется в высшей степени жалким и неразумным, хотя
люди и станут притворно хвалить его друг перед другом - из опасения, как бы
самим не пострадать.

· Если мы мысленно представим возникающее государство, то
увидим там зачатки справедливости и несправедливости. Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается.

· Государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию... От природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости.

· Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более этого.

· Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и не сольется воедино государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди (их много), которые ныне порознь стремятся либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол.

· Если ты найдешь для тех, кому предстоит править, лучший образ жизни, чем обладание властью, тогда у тебя может осуществиться государство с хорошим государственным строем. Ведь только в таком государстве будут править те, кто на самом деле богат - не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью.

© во славу раннемодерной Европе, ЦК и РиМу.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website